Понедельник, 20.05.2024, 13:54
Мой сайтПриветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Декабрь » 21 » Легенды и были Астраханского края 2: :: Коне ихтиман
21:33

Легенды и были Астраханского края 2: :: Коне ихтиман





коне ихтиман

Отправлено 10 Сентябрь 2012 - 09:03

Кроме водонапорной башни есть ещё и основное - на Успенском соборе позакомарное перекрытие, которое архитектор Воробьёв лихо снёс и сказал, "шо так и було".

  • 0

Отправлено 03 Январь 2013 - 08:08

Таки да, астраханские кирасирский и гренадерский полки..

Астраханский полк

Размещенное изображение

Безусловно, самыми знаменитыми частями, в чьём названии было слово «астраханский», считались два полка славной для русского оружия эпохи Полтавы, Бородина и Плевны – Астраханский гренадёрский и Астраханскийкирасирский. В их летописях записаны десятки крупных военных кампаний, немало высоких знаков отличия за воинскую доблесть и имён прославленных генералов и офицеров. Гренадёрский полк был сформирован 25 июня 1700 года в Новгороде.

Размещенное изображение

Правда, первоначально он назывался пехотным полком Романа Брюса, а до своего астраханско -гренадёрского наименования, которое приобрёл лишь 90 лет спустя, успел шесть раз сменить «вывеску» (причём в 1762 году стал Астраханским мушкатёрским полком – в связи с большим числом рекрутов из нашей губернии). Впрочем, с первых же лет полк овеял себя славой. В Северной войне (1700 – 1721 гг.) против Швеции он участвовал в битвах под Лесной, при Полтаве, около Риги, в качестве морского десанта использовался в Гангутском сражении и при занятии Аландских островов. Пётр I включал его в свои Прутский и Персидский походы. В Семилетней войне (1756– 1763 гг.) против Пруссии полк отметился во многих битвах – под Мемелем и Гольнау, при Пальциге и Кунерсдорфе. В двух русско-турецких кампаниях полк был трижды особо отмечен высшим командованием. 14 августа 1769 года батальон полка под командованием полковника Ивана Гудовича (в будущем – генерала-фельдмаршала) в Рачевском лесу атаковал 9-тысячный турецкий корпус и полностью разбил его. 21 июля 1770 года в знаменитом сражении при Кагуле астраханцы вместе с 1-м Московским полком сбили атакующий натиск 10-тысячной толпы янычар, что позволило фельдмаршалу Петру Румянцеву возобновить наступление и разгромить 150-тысячную армию Халил-паши. 10 мая 1773 года Александр Суворов (тогда генерал-майор) с отрядом из 800 человек взял крепость Туртукай, где находился четырёхтысячный гарнизон. Половину отряда составляли роты Астраханского полка. Наконец-то преобразовывавшийся в 1790 году в Астраханский гренадёрский, полк продолжил боевую хронику: польские походы 1792 и 1794 гг., русско-турецкая война 1806 – 1812 гг., русско-прусско-французская кампания 1806 – 1807 гг. и, разумеется, Отечественная война. В середине XIX века в связи с присоединением 6-го карабинерного полка подразделение стало именоваться Астраханским карабинерным полком. Перед русско-турецкой войной 1877 – 1878 гг. снова приобрело гренадёрский статус, только название было другим –12-й гренадёрский Астраханский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк. В этой войне гренадёры под командованием полковника Григория Крюкова (впоследствии одного из самых орденоносных генералов конца XIX века) приумножили свою славу,особенно в сражении при Плевне, где захватили у турок восемь орудий и большое зелёное знамя командующего Осман-паши. Кроме упомянутых лиц, в Астраханскомгренадёрским полку проходили службу герои

Размещенное изображение

Отечественной войны генералы Пётр Багратион, Василий Храпачёв и Леонтий Депрерадович, писатели Павел Левашёв и Прокопий Мещерский, композиторы Владимир Цыбин и Алексей Туришев, геодезист Михаил Бонч-Бруевич и ещё немало известных людей.На фоне такого боевитого «земляка» Астраханский кирасирский полк сперва смотрелся неэффектно: и основан был почти на век поз же (12 октября 1811 года в Витебской губернии), и формировался, словно пиджак сшивался из лоскутов, – пять эскадронов образовали из офицеров трёх кирасирских, трёх гусарских и восьми драгунских полков. Однако в ходе Отечественной войны астраханцы стали одной из престижных кавалерийских частей, учитывая предрасположенность к тяжёлой коннице самого императора Александра I. И шефами полка были коронованные особы – принц Прусский Вильгельм, великий князь Николай Николаевич. Сами кирасиры тоже доказали, что полк славен не только высоким покровительством, но и боевым духом. Особенно он прославился врусско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. (правда, тогда уже именовался как 8-й драгунский Астраханский Его Императорского Высочества великого князя Николая Николаевича Старшего полк), где только за два перехода через Балканы удостоился Георгиевского штандарта. А ведь ещё были сражения у Ески-Загры и Филипполя, взятие Этрополя, Ихтимана и Троянских ворот. Символично: оба астраханских полка были упразднены в один и тот же год – 1918-й.

Размещенное изображение

http://bogana-fish.ru

  • 0

Отправлено 03 Январь 2013 - 08:12

Еще материалы...

Рядовой астраханского кирасирского полка

Размещенное изображение

Астраханский кирасирский полк был сформирован в 1811 году. Во время Отечественной войны 1812 года 4 действующих эскадрона полка состояли в 1-й Западной армии в 1-й кирасирской дивизии генерал-майора Н. И. Депрерадовича, запасной эскадрон — в 3-й Западной армии в резервном корпусе генерал-лейтенанта Ф. В. Сакена в Житомире. Командовал полком полковник В. И. Каратаев (Коратеев).
Особенно отличились астраханцы в Бородинском сражении. Во время боя за Семеновский овраг французские кавалеристы корпуса Латур-Мобура (общая численность 30 эскадронов) вступили в бой с остатками русских частей, защищавших Багратионовы флеши. Кирасирам дивизии Лоржа удалось прорваться в тыл русских гвардейских полков, построенных в каре. На помощь гвардейцам подоспели кирасиры бригады генерал-майора Н. М. Бороздина, а следом — кавалеристы 4-го корпуса генерала К. К. Сиверса. «Неустрашимость их столь была сильна, — рапортовал о действиях кирасир своей бригады Н. М. Бороздин М. Б. Барклаю де Толли, — что и большая убыль людей и лошадей убитыми и ранеными не в состоянии была расстроить их рядов, смыкающихся каждый раз в порядке». Кровопролитная схватка закончилась полным поражением противника — он был отброшен за овраг Семеновского ручья. Но и Астраханский полк понес большие потери: после Бородинского сражения из 400 человек в строю осталось 95.
В августе 1813 года полк был награжден Георгиевскими трубами с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 г.».

При общей кирасирской форме Астраханский полк имел желтый приборный цвет и белый приборный металл.

http://www.adjudant.ru
  • 0

Отправлено 03 Январь 2013 - 08:28

Казаки: европейские войны и гражданская война

Белому движению "Астраханское" противопоказано

В первую мировую войну воевать оправились Астраханский кирасирский полк (в это время он именовался как 8-й Драгунский Астраханский генерал-фельдмаршала Великого Князя Николая Николаевича полк) и 2600 астраханских казаков. Но кирасиров-драгунов постоянно перебрасывали по разным армиям Юго- Западного и Северо-Западного фронтов, и они в настоящих боевых действиях, по сути, не участвовали.

Казаков же распределили по другим частям, так что никакого астраханского штандарта у них не было. Зато в последовавшей затем Гражданской войне астраханский военный след куда заметнее. Одна Астраханская армия, созданная летом 1918 года в районе донской станицы

Великокняжеская, чего стоит – ведь, согласно историческим источникам, это было одно из первых крупных оперативно-стратегических формирований белого движения. Другое дело, что, не успев толком сформироваться, эта армия 13 октября 1918 года по приказу донского атамана Петра Краснова была преобразована в Астраханский корпус Особой Южной армии. Впрочем, и новоявленная часть тоже погрязла в организационных неурядицах, через полгода «съёжившись» до Астраханской отдельной конной бригады в составе армии Деникина.

Вообще по документам Гражданской войны складывается впечатление, будто для белых слово «астраханский» – синоним недееспособности. Судите сами: за 1918 – 1919 гг. на бумаге возникли две дюжины различных воинских формирований (от отдельного отряда до дивизии), имевших в названии астраханскую «приставку», но в реальных боях приняли участие единицы. К таковым можно отнести Астраханский казачий дивизион, осенью 1918 года сражавшийся против красных в Сальских степях, а затем принимавший активное участие во втором наступлении Донской армии на Царицын, Астраханский отряд генерала Дмитрия Драценко, в 1919 году сражавшийся на Астраханском направлении, и ещё пара частей. Даже белогвардейская техника с астраханским «клеймом» капризничала. Так, в апреле 1919 года в расположение 3-й Донской армии прибыл бронетрактор «Астраханец» (это особый тип броневика, чья ходовая часть представляет симбиоз колёс и гусениц). Пробыв на фронте всего день, машина отправилась обратно на Ревельский завод в Новороссийске. Начальник штаба 3-й армии Говоров телеграфировал в ставку Деникина: «Проведённое испытание дало плачевные результаты: после 100 сажень хода вода в радиаторе начала кипеть, второстепенные пулемётные установки мёртвые, две имеющиеся башни не вращаются. В общем, отличная идея использования тракторов, но никуда негодное выполнение и преступная небрежность лиц, непосредственно отправляющих сюда броневик». Из ремонта «Астраханец» так и не вернулся...У красных было только одно «астраханское» формирование, зато куда более действенное, чем у всех белогвардейских частей – Астрахано-Каспийская военная флотилия (АКВФ).

Сформированная в октябре 1918 года и имевшая в своём активе 50 боевых кораблей и шесть гидросамолётов, флотилия уже через полгода активно действовала на Волге и Каспии. В мае 1919 года АКВФ, высадив на полуострове Мангышлак десант, овладела фортом Александровск, а затем захватила пароход «Лейла» с эмиссаром генерала Деникина, следовавшего в Гурьев для связи с адмиралом Колчаком. Летом того же года корабли флотилии содействовали огнём частям 10-й армии при обороне Царицына, а 30 июля моряки АКВФ освободили станции Ахтуба и Владимировка, чем ликвидировали прямую угрозу прорыва белых к Астрахани.

Танковые казаки, равняйсь!

И раз уж мы подошли к нашим временам, то по окончании темы нельзя не упомянуть и об Отдельном танковом Астраханском казачьем батальоне 205-й отдельной мотострелковой казачьей бригады. Созданное в 1995 году и дислоцирующееся в ставропольском городе Будённовске формирование первоначально было просто 205-й бригадой. Однако после того как часть взяло под опеку казачье сообщество, было принято решение каждое из подразделений бригады именовать в честь конкретного казачьего войска. Казаки и представители власти Астраханской области облюбовали 28-й танковый батальон, и с 1998 года он стал Астраханским. И, надо признать, наши земляки (а кавычки здесь неуместны, поскольку в батальоне проходили службу и служат сейчас немало Астраханцев ) достойны звания мужественных воинов: танкисты бригады участвовали и в уничтожении банд Басаева и Хаттаба в 1999 году, и в штурме Грозного в январе2000-го, в военных действиях в Южной Осетии в августе 2008-го.Ну и кто после приведённых примеров соберётся утверждать, что слово "Астраханский" не из военного словаря!

http://bogana-fish.ru
  • 0

Отправлено 03 Январь 2013 - 08:31

Незабываемый 1812-й

Астраханские казаки проявили храбрость в Отечественной войне.

Размещенное изображение

В этом году мы отмечаем 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Мне, молодому юноше, эта война известна в основном из книг, статей и конеч­но, из учебника истории. Да, Астрахань находилась далеко от театра военных дей­ствий. Вторжение захватчика в пределы России вызвало небывалый патриотиче­ский подъем народа. Одни с оружием в руках отстаивали независимость Родины, другие вносили пожертвования для ее спасения.

На нужды фронта Астрахань собрала 546 тысяч рублей

На военные потребности астраханцы добровольно пожертвовали более 546 тысяч рублей. Это были люди раз­ных сословий и национальностей. На­пример, от армян поступило более 100 тысяч рублей, от татарского населения - около 23 тысяч, от индусов 20 тысяч.

Известный меценат И.А. Варваций по­ жаловал на нужды армии 25 тысяч ру­блей, купец Петр Сапожников 17 ты­сяч. Помимо денежных средств, астраханцы жертвовали драгоценности, се­ребряные медали, серебряную и золо­тую посуду, другие предметы роскоши. Для армии было послано много лоша­дей, фуража, скота, оружия, продоволь­ственного сукна.

Герои войны

Многие наши соотечественники с честью прошли через все тяготы во­йны: солдат Я.В. Васильев, фейверкер артиллерии Ф.М. Иванов, подпо­ручик Р.И. Бломидзе. В заграничных походах участвовали астраханцы Манаров, Евреинов, Данилевич, Душ­ков. В знаменитой «битве народов» при Лейпциге сражались наши земля­ки: Герасимов, Чернезов, Линевич. До Парижа дошли Андрей Потапов, Александр Башмаков, Степан Бур­лаков, Федор Мякишев, Алексанрд Гринев. Среди героев стоит отметить полковника Афанасия Лучинского, участника Смоленского и Бородинско­го сражений Д.И. Иванова, мещанина солдата И. Шипелева, кавалера четы­рех георгиевских крестов Я.И. Антохи-на, крестьянина Н.П. Сагалаева, свя­щенника Астраханского Гренадерско­го полка отца Николая Пухальского, генерал-майора Богданова Козьмы Семеновича (родом из Льговского уез­да Курской губернии).

Под жёлтыми и красными погонами

К началу войны 1812 года, кроме Астраханского гарнизонного полка, в русской армии существовали еще две регулярные части, укомплектованные уроженцами г. Астрахани.

Это Астраханский гренадерский и Астраханский кирасирский пол­ки. Даты их формирования зафиксиро­ваны в копии документа «Роспись пол­кам Его Императорского Величества, составляющих тяжелую и легкую кава­лерию и инфантерию по старшинству времени сформирования их». Как сви­детельствует документ, Астраханский кирасирский полк был сформирован в 1811 г., а Астраханский гренадерский - в 1790 г.
В «Ведомости о цветах погонов полков, составляющих тяжелую и лег­кую кавалерию и инфантерию и по старшинству времени сформирования их» говорится о том, что Астрахан­ский кирасирский полк вошел в со­став 1-й дивизии кирасир. Астрахан­цы - кавалеристы имели погоны жел­того цвета.

Сама же первая кирасирская ди­визия вошла в состав 5-го пехот­ного корпуса генерал-лейтенанта Н.И. Лаврова, находящегося в 1-й За­падной армии. Астраханский грена­дерский полк во главе с командиром Буксгевденом находился в составе 2-й гренадерской дивизии под коман­дованием К. Макленбургского. Сама же 2-я гренадерская дивизия была в составе 8-го пехотного корпуса 2-й Западной армии генерал-лейтенанта М.М. Бороздина. Цвет погонов всех без исключения гренадерских полков был красный.

«Астраханские гренадеры отменно показали себя»

Тяжелым испытанием для русской армии явилось Бородино. Оба Астра­ханских полка находились в соста­ве корпуса Багратиона, защищавше­го легендарные флеши. Как свиде­тельствует донесение И.И. Кутузова Александру I, «Князь Багратион, видя умножение неприятеля, … вынуж­ден был употребить из резерва 2-ю гренадерскую дивизию под командою генерал-лейтенанта Бороздина, ко­торую он и поставил уступами противу левого крыла за деревнею, а ле­вее от оной три полка 1-й кирасир­ской дивизии и всю 2-ю кирасирскую дивизию».

При одной из атак французов на флеши гренадеры были выведены из резерва и отменно себя показали. Око­ло десяти часов утра противнику все же удалось овладеть флешами и за­хватить часть деревни Семеновское. На левом фланге создалось опас­ное положение. Багратион немедлен­но организовал войска для контрата­ки. Возглавив 2-ю гренадерскую ди­визию, он ударил во фланг наступаю­щей французской пехоте. Эта же часть вместе с 3-й пехотной дивизией отби­ла фронтальный удар корпусов Нея и Даву, 6-ю и 7-ю атаки на флеши. По­сле 8-й атаки П.П. Коновницын, взяв­ший командование на себя, отвел рус­ские войска за семеновский овраг: 2-я гренадерская дивизия заняла новую позицию на высоте, где ранее была деревня Семеновское. В результате французы были отброшены за овраг. О том, какой ценой далась эта атака, и каково было сопротивление противни­ка в этой схватке, говорят потери, ко­торые понес Астраханский кирасир­ский полк: из 597 человек в живых по­сле сражения осталось 95.

Наши казаки дошли до Парижа

Помимо регулярных частей, Астра­ханская губерния смогла выставить на войну еще два полка калмыцкой конницы, набранных только на период войны. Астраханский казачий полк в поход не выступил, т.к. правительство не пожелало ослабить кордонную ли­нию против киргиз-кайсаков, но к кал­мыцким полкам были прикомандирова­ны десять урядников и двадцать каза­ков, которые участвовали во всех сра­жениях, принимаемых этими полка­ми, а также 19 марта 1814 г. при взя­тии Парижа. Один из казаков был убит в сражении, а урядники Кузьма Петерин, Петр Сережников и Андрей Вязигин за отличия в делах были произ­ведены в хорунжии.

Хошеутовский хурул

Особую доблесть в войне 1812 г. проявили астраханские калмыки. Вто­рой Полк, возглавляемый Серебджаном Тюменем, дошел до Парижа. Снаряжение полка обошлось в девя­носто шесть тысяч рублей ассигна­циями. Первым полком командовал Джамбо Тайши Тундутов. В г. Луц­ке полки осмотрел генерал от кава­лерии П.И. Багратион. Он же и пред­ложил обмундировать полк по форме донских казачьих полков. На что пред­лагал владельцу от казны пособие в размере пятнадцати тысяч рублей, но Тюмень сделал это на свои день­ги, отказавшись от помощи.
За отличия в сражениях 1812-1814 гг. капитан Тундутов получил золотую саблю с надписью «За хра­брость». Список наград Тюменя весьма внушителен: два чина, май­ора и подполковника, орден «Св. Анны» 2-ой степени, орден «Георгия» 4-ой степени, орден «Св. Владимира» 4-ой степени с бантом, золотые часы, прусский орден, две серебряные ме­дали 1812 и 1814 г. Семеро калмыков за сражение под Лейпцигом получи­ли различные знаки отличия. Слав­ным монументом русскому и калмыц­кому народам стал храм Победы - Хо­шеутовский хурул, построенный на добровольные народные пожертво­вания у села Речное Харабалинского района.
О битве с французскими завоева­телями в местах Бородинского поля наших земляков свидетельствует па­мятник Астраханскому кирасирско­му полку и надпись на нем: «Благо­дарные внуки - астраханцы незаб­венным и прославленным своим кирасирам - героям Бородина 26 августа 1812 года. Поставлен 1912 года».
Валентин Климов, ученик средней школы станицы Басинская Лиманского района

Источник: Газета «Вестник Астраханского казачьего войска».

ЗЫ покопался в своей литературе, нашел выдержку про 546 тысяч астраханских рублей :)

Размещенное изображение
из книги "Астраханская летопись... с 1554 по 1896 включительно..." (1897 г)
  • 0

Отправлено 14 Апрель 2013 - 09:40

Ловецкие сёла

Слово «ловец» до 30-х годов XX в. было широко распространено в нашем рыбацком крае, т.к. этим словом называли людей, занимающихся выловом рыбы. Слово «рыбак» употреблялось крайне редко и имело дополнительное значение - торговец рыбой, скупщик рыбы. Всякий уважающий себя ловец занимался только выловом рыбы и не связывался с её продажей, считая этот род занятий чуждым своему ремеслу.
А ремесло это возникло одновременно с появлением древнего человека в низовьях Волги. Обилие рыбы удивляло современников в XVIII в., что же тогда можно было говорить о более древних временах! Археологические находки I-II тысячелетий до новой эры - рыболовные крючки, грузила, гарпуны свидетельствуют о том, что рыбалка была одним из распространённых видов хозяйственной деятельности. Ловили рыбу и в Золотой Орде, но уже на железные крючки, которые в изобилии встречаются в культурном слое XIII - XV вв.
С приходом русских на Нижнюю Волгу рыболовство было поставлено на промышленные рельсы. О «тяжёлом» рыбном запахе, витающем по улицам русской Астрахани, в 1558 г. писал А. Дженкинсон, утверждавший, что вешала с вялившейся рыбой стояли чуть ли не в каждом дворе этого города.
Первыми сельскими поселениями государственного порядка, по мнению Н. Васькина, следует, видимо, считать учуги. Учуг представляет собой сплошной бревенчатый частокол поперёк реки для задержания и лова, главным образом, красной рыбы. В подводной части учуга устанавливались решетчатые щиты. В этой конструкции были и специальные учужные избы или дворы, откуда ловцы выбирали заходившую туда рыбу. Постоянные учуги делали из свай, связанных верёвками, а сверху во всю длину устраивали помост, по которому могли ходить рыбаки. Такие учуги существовали и до присоединения Астраханского ханства к Русскому государству, но только с приходом русских они превратились в целые населённые пункты.
В XVII в. на берегах Волги, на её протоках и рукавах, неподалёку от Астрахани, возникло более десятка учугов: Чурка, Камызяк, Бузан, Иванчуг, Урустоба, Басарга, Увары и др. Работали на учугах наёмные люди, но вскоре штат пополняют государственные поселенцы
- бывшие преступники и колодники. В конце XVII - начале XVIII вв. учуги становятся крупными рыбопромысловыми хозяйствами. Станы возле учугов обрастают хозяйственными и бытовыми постройками, на некоторых учугах возводят церкви. Однако не всем учужным поселениям суждено было превратиться в сёла. Иванчуг, Увары, Чаган и Камызяк сохранили свой сельский статус, в то время как остальные прекратили своё существование и были оставлены жителями, «понеже, что лов рыбы пресекся».
Росту ловецких сёл способствовала и помещичья колонизация края. С 1785 г. помещики стремились приобрести не только земли в Астраханской губернии, но и, в первую очередь, рыболовные воды. В 1797 г. князю Куракину были подарены в вечное владение учуги и рыбные ловли Астраханские, Чуркинские и всего астраханского купечества. Доход от этих вод в 1805 г. оценивался в один миллион рублей. Граф Кутайсов в 1799 г. приобрёл Эмбенские воды со всеми устьями и островами в море. К 1800 г. воды и земли у Волги и Каспийского побережья на 90% стали собственностью дворян. Свободный ловец и купец-промышленник вынужден был арендовать воды или уходить в море, если размер аренды был уж слишком высок.
Одними из богатейших купцов, сколотивших своё состояние на лове рыбы, были купцы Сапожниковы. Они арендовали воды князя А.Б. Куракина с обязательством выплачивать последнему по 350 тысяч рублей в год. С приходом крупного купечества старые учуги преображались: появлялись новые постройки, преображались церкви. Так, на Чаганском учуге был выстроен «красивый, в новейшем вкусе отдельный павильон, окружённый великолепною колоннадой». Павильон был построен к ожидаемому в 1825 г. визиту императора Александра I. Находясь под сенью этого здания, царь смог бы наблюдать «забойку, или лучше сказать, хитрую западню, построенную из свай поперёк протока - для удобнейшего уловления рыбы». Однако визит императора был перенесён в Таганрог и государь не смог полюбоваться учужным способом лова.
В 1822 г. Сапожниковы купили все рыболовные воды, ватаги и промыслы у надворного советника Варвация. Жемчужиной этой покупки стал Икрянинский промысел. Вначале это урочище с землями и водами было отведено в 1785 г. статскому советнику Смирнову. На них возле бугра «Два Брата» располагалась небольшая рыболовная ватага. Слово «ватага» имело несколько значений. Это могло быть рыболовецкое и рыбообрабатывающее предприятие (завод) на берегу водоёма. Могло означать место, где производится постоянный лов рыбы (тоня). Ватагой называли и артель ловцов, а также постройку, где эта артель обитала.
В 1790 г. урочище вместе с землями и водами, рыболовной ватагой передали графу ДА Зубову, кото7ый вывез из своих центральных поместий 7 душ крестьян и поселил в новоприобретённых землях. Селение стало называться Икряным. В 1801 г. эти земли купил Варваций. В 1812 г. наверняка, не без усилий своего владельца, Икряное выглядело следующим образом: «В конце главной улицы стоит деревянная церковь. Она окончательно уже отделана, с иконостасом и прочей утварью. Все дома доведены до настоящего вида и пристойности. Сверх того, назначено построить при начале улицы помещичий дом, на который потребный лес уже приготовлен».
В 1853 г. академик К.М. Бэр отправился в своё первое путешествие по Нижней Волге. В своём отчёте Бэр писал уже о 24 ватагах, принадлежавших Сапожникову: «Икряная -здесь ловят сетями и вытапливают рыбий и тюлений жир; Харбай; Образцова - частиковая и красная рыба; Благодатная - красная рыба; Житная – красная рыба; Оранжерейное, Лагань - красная рыба; Чулпан - частиковая рыба; Маковская, Тумакская, Цветная, Ниновка, Чаган, Камызяк, Иванчуг,Увары...». Бэр посетил почти все Сапожниковские промыслы, где его принимали с большим почётом и давали самую подробную информацию по интересующим академика вопросам. Свои впечатления о поездке Бэр изложил в своих дневниках и с особой теплотой вспоминал об угощениях: «Один кусочек волжской стерлядки на изящной вилочке стоит путешествия». Посещал сапожниковские промыслы и император Александр II. Хлебное название села – Житное, никак не было связано с его традиционным занятием. Село выросло из армейского магазина и складов для жита, которые повелел построить Пётр Великий в 1722 г. Кстати, на побережьи Каспия таких провиантских складов в преддверии знаменитого Персидского похода было выстроено достаточно, многие из них послужили местом поселений для ловцов уже в самом начале XX в. (Бирючья Коса и др.).
На Житнинский промысел император прибыл 5 сентября 1871 г. К визиту царя готовились особо: был выстроен павильон, специальный промысловый плот и красивая пристань на сваях. Промысловый плот был разделён на два отделения: одно занимала икорная палатка, во втором располагался бассейн со всеми видами рыбы, водившейся в рыболовных водах Сапожникова. Здесь же находились столы с различными сортами рыбьего клея и визиги, а также моделями ловецких и промысловых лодок, рыболовными принадлежностями. Часть стены у плота была демонтирована, и здесь открывался живописный вид на Волгу и большой невод, в который по такому торжественному случаю напустили 6 тысяч штук различной рыбы.
Императору продемонстрировали резку и разделку рыбы, процесс приготовления икры, а затем он посетил павильон, где выпил чашку чая. Эта чашка как семейная реликвия хранилась в семье Сапожниковых многие годы. В 1913 г. ещё один промысел Сапожниковых - Оранжерейное - посетили представители царствующей династии. «Вся набережная промысла была убрана оградою, составленною из полутарок и забрана красиво подобранными сетями, а в середине у пристани была устроена по рисунку художника арка из колонны с инициалом великой княгини Марии Павловны и орудий рыболовства, искусно задрапированных сетями».
Высочайшие гости осмотрели плот, где им показали весь процесс приготовления икры, а затем позавтракали в двухэтажном деревянном особняке с галереей - резиденции семьи Сапожниковых. Рядом с домом имелось ещё несколько зданий, которые занимала контора фирмы и жил управляющий промыслом. А управлял сапожниковским промыслом Василий Михайлович Корнеев, уроженец Чёрного Яра. Василий Михайлович происходил из крестьянской семьи, учился сначала в церковно-приходской школе, затем поступил в уездное училище. Пожар привёл в бедственное положение хозяйство семьи Корнеевых, и она переехала «в низа», на промыслы Сапожникова. Корнеев прошёл весь путь, начиная с неводной тяги и заканчивая управляющим промыслом.
Должность, в какой-то степени, полицейская, не вызывающая симпатии у трудового человека. Но В.М. Корнеев, после национализации Оранжерейнского промысла в 1918 г., был избран самими рабочими директором единогласно! В тяжёлый 1919 г. промысел работал нормально, несмотря на то, что не было горючего и запасных деталей к баркасам, отсутствовала бондарная тара, недоставало парусов, одежды, хлеба. Промысел выжил в эти трудные времена только благодаря организаторскому таланту и опыту Василия Михайловича Корнеева.
В 1922 г. на промысел напали бандиты, потребовав у директора ключи от складов, где хранились хлеб, мука, рыбные припасы. Корнеев отказал бандитам, и они, не раздумывая, вынесли ему смертный приговор, который тут же привели в исполнение. Тогда же в 1922 г. служащие и рабочие областного Рыбного управления Астраханского края установили перед бывшей конторой Сапожниковых бюст «Стойкому бойцу на трудовом фронте, человеку долга, чести и самоотверженности, безвинно погибшему от рук бандитов, - Василию Михайловичу Корнееву».
В начале XX в. на побережье уходящего Каспия стали появляться новые ловецкие сёла, которые в те же времена назовут «самовольными». Бирючья Коса, Разбугорье, Вышка, Рынок и другие будут привлекать всё новых и новых людей, ищущих счастье и средства к существованию в начале XX века. Население этих сёл занималось не менее тяжёлым морским ловом, боем тюленей и добывало свой хлеб потом и кровью. Как, впрочем, и все те, чья жизнь связана с волжскими просторами и тяжёлым трудом ловца.
Ловецкий труд диктовал особый уклад жизни, мировоззрение, обрядность, терминологию. Многие астраханские писатели посвящали свои произведения тяжёлому труду ловцов, бережно фиксируя детали быта этого значительного класса астраханского общества.
В словаре «Астраханские словечки» можно встретить немало интересных речевых оборотов, которые и по сей день находят применение в нашей жизни. К сожалению, ушли в прошлое обряды и детские игры, связанные с особенностями ловецкой жизни, так же, как и само слово «ловец», превратившееся в угоду времени в неколоритное слово «рыбак».

Е. Казакова

  • 0

Отправлено 14 Апрель 2013 - 09:43

История Астраханского радиоклуба

Размещенное изображение

Довоенная история радиолюбительства в Астраханской области не отделима от истории развития радиолюбительства Сталинградской области, т.к. мы были одной областью.
Радиоклуб был создан в 1947 году. Сразу же были проведены областные соревнования по телеграфии, которые стали ежегодными. Позднее они стали проводиться перед «Днём Советской Армии и Военно-Морского Флота». Эта традиция сохранилась и до наших дней.
Первым начальником радиоклуба был Лесников Владимир Андреевич. Четыре года он был исполняющим обязанности начальника. Потом был назначен начальником, а в 1954 году был назначен начальником аэроклуба. После него начальником радиоклуба был Ульянов Пётр Александрович. Следующим начальником был Баштанник. Потом Зыль А. А. Далее Даниленко Герман Вячеславович и Перевозчиков Л. И.
В 1956 году коллектив UA6KTB занял третье место в Европе в CQ WW DX Contest. До этого занимали места в первой десятке в Чемпионатах СССР. Семь человек получили звание «Мастер радиолюбительского спорта СССР». Коллективная радиостанция радиоклуба располагалась по адресу ул. Кирова, 42. На время ремонта помещения в 1962 году была по адресу: Ленина, 23. В 1989 году РТШ переехала в здание обкома ДОСААФ. Радиостанция была переведена в здание стрелкового клуба ( около аэропорта). В 1993 году помещение стрелкового клуба было передано Каспийской флотилии, а радиостанция закрыта, а должность начальника радиостанции упразднена. С этого времени у радиоклуба не было своего помещения. Сейчас помещение появилось и надеемся, что коллективная радиостанция будет работать. В 1947 году была открыта коллективная радиостанции радиоклуба. В 1951 году её возглавил Чудаков Игорь Иванович. В те же годы были открыты коллективные радиостанции в СШ № 46 (ул. Желябова – ныне Министерство образования области), Дворце пионеров (ул. Красная Набережная – ныне Пенсионный фонд), училище связи (ул. Набережная 1 Мая), техникуме связи (ул. Академика Королёва),в станции юных техников (ул. Свердлова), пединституте (ул. Татищева), рыбвтузе (ул. Татищева), мединституте (ул.Мечникова).

Размещенное изображение

В 1956 году коллектив UA6KTB занял третье место в Европе в CQ WW DX Contest. До этого занимали места в первой десятке в Чемпионатах СССР. Семь человек получили звание «Мастер радиолюбительского спорта СССР». Коллективная радиостанция радиоклуба располагалась по адресу ул.Кирова, 42. На время ремонта помещения в 1962 году была по адресу: Ленина, 23. В 1989 году РТШ переехала в здание обкома ДОСААФ. Радиостанция была переведена в здание стрелкового клуба ( около аэропорта). В 1993 году помещение стрелкового клуба было передано Каспийской флотилии, а радиостанция закрыта и должность начальника радиостанции упразднена. С этого времени у радиоклуба не было своего помещения. Сейчас помещение появилось и надеемся, что коллективная радиостанция будет работать.
  • 0

Отправлено 14 Апрель 2013 - 09:50

Соблазн "Орлянки" был велик

В начале прошлого, 20 в. в многолюдных местах г. Астрахани, в основном среди бедняков, процветали мошеннические игры: бродячая рулетка, "за ноги и за голову”, "черная и красная” и др. Темные личности нагло обирали доверчивый сельский люд.
Игра "черная и красная” состояла из трех карт: двух красных и одной черной масти. На глазах публики аферист ловко перекидывал их на ящике. Помощник его, одетый то деревенским мужиком, то приказчиком, у всех на глазах угадывал карты и получал деньги, не менее рубля или трех каждый раз (в те времена это были немалые деньги). Это подзадоривало некоторых из зрителей, и они проигрывали иногда куда больше денег. 17 июня 1908 г. около киосков на Соборной улице произошел инцидент: плуты с "черной и красной” расположились играть, обыгранный молодой казак дал фокуснику три пощечины и унес его ящик (газета "Астраханский листок”, 19 июня 1908 г.).
О другой мошеннической игре рассказывается в статье "Греческая пирамидка” (газета "Астраханский листок”, 22 июня 1906 г.): "20 июня на берегу Волги можно было видеть татарина. У него был небольшой ящик со стеклянной крышкой. В ящике для приманки имелись хорошие вещи, вроде карманных часов, портмоне, мыла и т.п. У афериста в руках был реестр, в котором против цифр были проставлены вещи или стоимость их деньгами, а чаще пустота. Аферист предлагал за 10, 15, 20 копеек бросить кости, на которых имелись черные точки – очки. После бросания очки подсчитывались, в реестре отыскивалась сумма, против которой обычно была пустота. "А вот рядом часы, портмоне, - говорит аферист, - кидай еще”. И легковерные кидали, но обычно проигрывали. У афериста были две кости: одна для заманивания, другая с балластом в одном углу для настоящей игры. Он ловко ими пользовался и в проигрыше не бывал.
Игра шла по всему берегу, с утра и до позднего вечера. Играли, распивая здесь же водку. Здесь можно было встретить и карты, и рулетку, и волчок, и кости, и лотереи, чет и нечет… Играли преимущественно уездные жители. Проиграл в "орлянку”, его зовут отыграться в волчок, потом в кости, рулетку и т. д.
Наиболее распространенной азартной игрой была "орлянка” (бросают монету, и тот, кто угадает, решкой или орлом она упадет, выигрывает). "Игра в "орлянку” в нашем городе приняла гигантские размеры, - пишет газета "Астраханский листок” (13 мая 1906 г.). Она открыто велась даже в самых людных, оживленных местах. На кремлевском берегу или Облупинской площади игра в "орлянку” никогда не прекращалась. Но здесь свидетелями ее были единичные случайные прохожие. Совсем иначе обстояло дело в таких пунктах, как стрелка Кутума, набережная около купеческой пристани, Обжорный ряд и эллинг по набережной затона. Здесь бывали большие скопления народа, здесь и процветала "орлянка”. В любое время дня, особенно в праздники, можно было наблюдать характерные кружки орлянщиков. На стрелке приютились также картежники. Скандалы, постоянно сопровождавшие азартную игру в карты, ясно говорили, что игра велась тут не ради развлечения.
В "орлянку” в Астрахани играли везде, но в Узеньком переулке игра велась постоянно и по-крупному (газета "Астраханский листок”, 26 июня 1908 г.). Здесь на кон ставились не копейки, а 5 и 10 рублей сразу. Играли специалисты орлянщики. Они заманивали в переулок рабочих с деньгами и обыгрывали их дочиста. 24 июня, пишет газета, вечером здесь с кона кем-то были украдены 5 рублей. Поднялась ругань, перешедшая в драку. Явилась полиция тогда, когда дравшиеся успели потешиться вволю. Полиция забрала посторонних, а орлянщики-специалисты убежали.
На пароходах орудовали карточные шулера, которые под видом обычных пассажиров вылавливали жертв, втягивая легковеров в азартные карточные игры. Капитаны пароходов следили за этими господами, но они заманивали пассажиров в отдельные каюты и там за выпивкой "обделывали” их (газета "Астраханский листок”, 3 мая 1908 г.).
Газета "Астраханский листок” (15 июня 1906 г.) пишет о том, что к игрокам-монетчикам не принималось никаких мер. Автор статьи был свидетелем такого случая. Полицейский стоял в нескольких шагах от игроков и занимался разговором с каким-то субъектом. Когда один из прохожих сказал полицейскому, что не мешало бы разогнать орлянщиков, он подошел к ним и сказал: "Что, ребята, чай сегодня еще не пили?” – "Напились все”, - отвечали игравшие. "А кто не обедал из вас?” - "Все обедали”. – "Ну так идите теперь выпить”, - продолжал городовой. "А вот наиграем денег да и выпьем”, - отвечал один из орлянщиков, дружески хлопая стража по плечу. Полицейский засмеялся и возобновил прерванную беседу…
Однако меры против азартных игр все-таки принимались. 21 марта 1906 г. в окружном суде слушалось дело о "червонных валетах”. Это была группа мошенников. Кроме заклада чужих домов, продажи чужих товаров, они занимались еще и шулерскими проделками с картами.
Распоряжением астраханского губернатора от 24 июня 1908 г. были запрещены азартные игры, в частности в клубе астраханского общества велосипедистов-любителей. Вечером 24 июня 1908 г. в велосипедный клуб пришел полицмейстер Верблюдов, пригласил дежурного старшину и других лиц из состава клубной администрации и заявил им о распоряжении губернатора, что отныне в клубе азартные игры - "паровоз” и проч. - запрещаются. Распоряжение ошеломило игроков в "паровоз”, успевших уже разложить несколько столов. Весть эта, как молния, облетела все столы игравших. В велосипедном клубе допускались теперь только "невинные” игры: в преферанс, винт и мушку. Задачей административного распоряжения было уничтожить в Астрахани общественную арену для азарта.
Совет старшин велосипедного клуба исполнил распоряжение губернатора и вместе с тем сообщил, что в клубе все время велась игра в "паровоз” или в девятку. А игра эта уже два раза была предметом судебного разбирательства и была признана неазартной ("Астраханский листок”, 27 июня 1908 г.).
"Здравый рассудок, - читаем в газете "Астраханский листок” (29 июня 1908 г.), - кричит, что игра, в которой слепой случай раздевает в несколько минут людей донага, пускает их по миру, подводит под пулю для ликвидации счетов с земными обязательствами – вовсе не невинный пасьянс. Да дело и не в том: признается ли игра азартной или не признается. А в том, что никому, кроме игроков, клубы не были нужны. И питались клубы за счет азарта, чужого порока, жадности. Средним числом на столах велосипедного клуба в год циркулировало полмиллиона рублей. На игре в "паровоз” клуб в 1907 г. заработал чистой прибыли около 40000 руб. В клубе состояло членами 2 тыс. человек, а 3-4 тыс. посещали его в качестве гостей. Самое оживленное собрание в городе всецело существовало в качестве картежного притона под благовидной вывеской. Было бы проще и добросовестнее написать "Картежный Дом” ("Астраханский листок”, 27 июня 1908 г.).
После того как во всех клубах были запрещены азартные карточные игры и лото, число членов поубавилось.
Азартные игры теперь процветали на частных квартирах в укромных местах. Таких квартир для игры в городе было очень много.
Местные газеты 100 лет назад, как видим, активно боролись с азартными играми.
Конечно, то, как процветали азартные игры (уличные и картежные) 100 лет назад, не выдерживает сравнения с нашими днями. Сейчас из уличных игроков нам знакомы в основном "наперсточники”. Но действуют они по тому же принципу – обманом, как 100 лет назад их предшественники. Правда, сейчас игроки могут играть в казино, специально для этого построенных.

18.08 Волга: №120 (25015)

  • 0

Отправлено 14 Апрель 2013 - 09:52

Хошеутовский хурул и перспективы его историко-культурной реконструкции

Уникальным памятником буддийской культуры является Тюменевский хурул Хошеутовского улуса, расположенный в с. Речное Харабалинского района Астраханской области. Вместе с тем старейший буддийский храм в Европе является памятником военной доблести калмыцкого народа, построенным князем Середжабом Тюменем, активным участником Отечественной войны 1812 г. в ознаменование победы над Наполеоном. Проект хурула (монастыря) был создан братом подполковника Тюменя – Батуром.Убаши. Основные работы по возведению храма были завершены в 1817 г. на средства владельца и населения Хошеутовского улуса.
В калмыцкой архитектурной традиции существовало три вида хурульных комплексов, в зависимости от используемого материала – войлочные, деревянные, каменные. Хошеутовский хурул выстроен из камня и несет в себе своеобразный синтез восточных и западноевропейских архитектурных традиций. Признанным фактом является ориентация архитекторов хурула на проект Казанского собора в Петербурге. Ансамбль сооружений Хошеутовского хурула состоял из молельной, центральной башни и двух галерей, отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями. Молельня (базилика) и главная башня – единственное, что сегодня сохранилось от величественного сооружения XIX столетия.
В этот период в Калмыкии наблюдается подъем местных живописных школ, призванных обеспечивать нужды верующих. У Г.С.Лыткина находим: «…калмыки…прилежно занимаются живописью и сами на материях пишут красками изображения их бурханов, чем заменяют недостаток вылитых бурханов». Так, при храме в ставке князя Серебджаба Тюменя в Хошеутовском улусе, имелись свои живописцы. Они – авторы монументальных росписей в главном здании хурула Хошеутовского улуса.
Два столетия отделяют стенные росписи ойратских монастырей-крепостей от монументальной живописи, богато украшавшей калмыцкие храмы. Останки хурула Тюменя, сооруженного в первой трети Х1Х столетия, до сих пор хранят быстро разрушающиеся фрагменты стенной живописи. Уникальные на сегодня образцы монументальной храмовой живописи калмыков представляют собой выцветшие от времени фрагментарные изображения людей, птиц и цветов. Для колорита росписей характерно приглушенное сочетание голубого, зеленого, желтого и лилового с контурной обводкой рисунка.
В круглом башенном входе каменного храма еще можно видеть изображение журавлей и человека, летящего на птице. Чуть выше располагается плохо сохранившийся полукруглый живописный фриз, образованный размытыми теперь очертаниями пяти человеческих фигур.
Особой выразительностью отмечено изображение танцующего монаха в длинном халате, подвязанном кушаком. Поза его исполнена живой непосредственности движения. Бритая голова не покрыта, в ухе видна серьга (так носили серьги мужчины – калмыки), скуластое лицо улыбается. В высоко поднятой руке он держит небольшое круглое зеркальце, заставляющее вспомнить один из атрибутов шамана. На плече монаха – шестилапая лягушка, на которой согласно калмыцкой космогонии держится земной материк. Ее называют «золотой лягушкой» (калм. «алтын мекля»), в живописных композициях храмов Калмыкии ей отводилось немаловажное место. Вторая слева фигура в противовес первой исполнена статики. Это мужчина с умным выражением бесстрастного лица, сидящий на сложенных по – калмыцки ногах. Одет он в богатый халат, расшитый драконами, на голове у него калмыцкая «хаджилга», четырехугольная шапка с красной круглой кистью на макушке. Вспомним, что само название народа «улан залата хальмг» дословно означает «калмык с красной кисточкой». Эта деталь головного убора, перешедшая к калмыкам от их этнических предшественников-ойратов, получила широкое распространение в массах, служа как бы наглядным выражением их отличия от остальных монголов. Думаем, это - портрет конкретного и, по всей вероятности, светского человека, имевшего непосредственное отношение к строительству храма. Может быть, сам нойон Серебджаб Тюмень, или его брат Батыр-Убаши Тюмень, руководившие строительством храма и всего хурульного комплекса. На коленях изображенный придерживает двумя руками развернутый свиток, который может быть и планом – проектом храма.
Центральная третья фигура из пяти сохранившихся своими очертаниями напоминает Белого Старца с посохом. Остальные фигуры едва различимы. Весь фигурный ряд дан в раме цветочного орнамента, выполненного трафаретом. Многочисленные росписи, по свидетельствам очевидцев – старожилов с. Речное, покрывавшие другие поверхности стен центрального здания Тюменевского хурула снаружи и в интерьере, не сохранились.
Не сохранились и изображения львов внизу перегородки, отделяющей среднюю часть хурула от святилища, связанные сюжетом, как утверждает Н.Н. Пальмов, с народной песней о Лоузанг – Шуну. Хорошо просматриваются эти изображения на рисунках братьев – художников Г.Н. и Н.Н. Чернецовых, ныне хранящихся в собрании Государственного Русского Музея. Они побывали в Тюменевке, так называлось село, во второй половине ХIX века, оставив после себя интересный краеведческий материал о калмыках, зафиксированный в графических произведениях.
Трудно сейчас представить в целом стенные росписи Тюменевского храмового комплекса, ныне почти полностью разрушенные людьми и временем. Были они и на внешней поверхности стен купольного входа в главное святилище. Еще в 1963 году здесь просматривалось изображение двух фигур, одетых в длиннополую монашескую одежду с повязками «оркимджи» через плечо. А в интерьере второго яруса главного храмового здания был различим живописный фриз, изображавший жанровые сцены из жизни Цзонхавы, основоположника желтошапочного направления северного буддизма (калм. «шара махлата шаджин»).
Росписи делали местные хурульные живописцы, о которых пишет П.П. Небольсин в «Очерках быта калмыков Хошеутовского улуса». Они же, работавшие в иконописной мастерской при хуруле, восполняли нужды верующих в культовых полотнах.
Художники, как свидетельствуют современники, состояли почти при каждом храме. Но были еще и центры (школы) живописи, где получали профессиональные навыки и совершенствовались в своем мастерстве художники-иконописцы. Покровителем зурачи (художников-иконописцев – С.Б.) является Мандзушри, один из персонажей пантеона северного буддизма, как отмечает И.А.Житецкий, исследовавший быт астраханских калмыков.
Явственно выражен фольклорный характер стенных росписей хурула, по – лубочному непринужденных и красочных. Отсутствие в фигурных композициях классических персонажей пантеона – будд и бодхисаттв можно объяснить существованием у калмыков в XVIII – начале XIX в.в. развитой системы добуддийских воззрений. Их длительному сохранению способствует удаленность Калмыкии от традиционных культурных центров буддизма, и в связи с этим ослабление, а затем и прекращение контактов с Монголией и Тибетом. Последнее явилось закономерным результатом упразднения Калмыцкого ханства на территории России. Все это оказывало непосредственное влияние на дальнейшее развитие культового искусства. В живописи буддизма, в частности, наблюдается процесс вторичной фольклоризации пантеона, полученного в наследство от ойратов и принесенного ими из Джунгарии. Это было обусловлено сильным воздействием народной художественной культуры: фольклора, мифологии, искусства.
XIX в. - период активизации исследований калмыцкой истории и культуры представителями различных слоев российского общества, и в частности, ученых – монголоведов, этнографов, краеведов. А.М. Позднеев, И.А. Житецкий, П.И. Небольсин, П.А. Смирнов и многие другие внесли существенный вклад в калмыковедение, дав начало современным отраслям знания.
Не был обделен вниманием и Хошеутовский хурул, описания которого оставили многие исследователи Астраханского края. XIX века. В 1907 г. были проведены реставрационные работы в хуруле под руководством В.Б. Вагранека-Вальдовского, архитектора Управления калмыцким народом. Хошеутовский хурул можно рассматривать своеобразным символом взаимодействия духовных и светских властей России XIX – XX веков. Построенный в период значительного ограничения самостоятельности буддийской церкви в калмыцкой степи, Хошеутовский хурул стал символом победы не только в войне 1812 года, но также и над российской бюрократией, тормозившей его строительство.
Период Советской власти стал трагическим для многих культовых сооружений страны. В Нижнем Поволжье в ходе культурной революции велась планомерная борьба с буддизмом, в ходе которой разрушались культовые строения. В результате ее значительно пострадал Хошеутовский хурул. В 30-е годы хурул становится сначала детским садом, затем школой и зернохранилищем. В 60-е годы колхозу понадобился кирпич для строительства коровника – с этой целью были снесены галереи и малые башни хурула. Сегодня сохранилось лишь основное монастырское здание – трехнефная молельня с трехъярусной башней. Исследовательскую историко-культурную реконструкцию монастырского комплекса представляет собой издание «Хошеутовский хурул», появившееся в сотрудничестве авторов И.Борисенко и Б.Мошулдаева.
После депортации калмыков в 1943 г. село Тюменевка, вошедшее в состав Астраханской области, получило название Речное, которое осталось за ним и по сей день.
На волне интереса к религии, к историческому прошлому народов России в конце 80-х – начале 90-х годов XX века возник проект реставрации памятника архитектуры. В сентябре 1989 года руководством Калмыцкой АССР и Астраханской области было принято решение о начале работ по реставрации памятника, создан оргкомитет и определены задачи реставрационной деятельности. О проекте реставрации рассказывает астраханская газета «Волга»: в целях «сохранения памятника и укрепления межнациональной дружбы» комиссия во главе с председателем Астраханского облисполкома А.П. Гужвиным и председателем Совмина Калмыцкой АССР Б.Ч. Михайловым постановила начать реконструкцию памятника. Был утвержден объем работ, составлена смета (1 млн. руб.), подрядчиком выступало объединение «Россреставрация».
На совещании оргкомитета, состоявшемся 23 октября 1990 года в Астраханском музее-заповеднике, прошло обсуждение вопроса о реставрации Хошеутовского хурула в присутствии представителей двух заинтересованных сторон: Калмыцкой АССР (в составе делегации И.Г. Костюков – зам. министра культуры КАССР; Л. Б. Зулаева – зам. пред. ВООПИК КАССР; И.В. Борисенко – искусствовед; Мучкинов А.Д.- архитектор, член оргкомитета), и Астраханской области (Т. И. Шерипанова – инструктор обкома КПСС; В.М. Лесников – начальник управления культуры облисполкома; Шлакин А.М. – начальник ХРПУ «Госреставрация»; Полякова А.А. – зам. пред. ВООПИК).
На заседании была подчеркнута историко-культурная значимость реставрации архитектурного памятника. Вместе с тем обсуждение выявило различие подхода сторон к данному вопросу. Ряд представителей КАССР первоначально настаивали на передаче памятника буддийской общине и проведении реставрации силами верующих. Астраханская сторона в этом была не заинтересована.
В ходе обсуждения было принято решение о создании на базе реставрированного хурула филиала АГОИАМЗ - музея этнографии Астраханского края, создании фонда, проведении конференций . Решено было начать реставрационные работы в мае 1990 года. По плану реставрации, представленному архитектором «Астрахансельхозпроект» памятнику выделялась охранная зона, для организации которой планировалось снести 8 жилых домов, углубить и укрепить берег Волги. Поэтапное восстановление памятника должно было занять 10 лет .
О значении, которое придавали сотрудники Астраханского музея-заповедника данному проекту, свидетельствует активизация научно-исследовательской работы учреждения. В планах по развитию Астраханского музея-заповедника на 1991–2005 годы значилось открытие историко-архитектурного музея в Хошеутовском хуруле села Речное. Музей, который планировалось открыть в 1995 году, должен был стать центром научно-просветительной работы: рассказывать об истории создания калмыцкого хурула, его культурном значении, о народах, населяющих Астраханский край.
Подготовка тематического плана музейной экспозиции и выставки «Хошеутовский хурул» была поручена старшему научному сотруднику Отдела истории АГОИАМЗ Е.В Казаковой. В ходе научно-исследовательской работы ею в 1992 году были подготовлены исторические справки «Материальная культура калмыков» и «Ламаизм у астраханских калмыков»), а также тематико-экспозиционное планирование экспозиций Хошеутовского хурула.
В планах музея значилось создание новых экспозиций, одна из них – «Хошеутовский хурул – памятник истории и культуры». Для организации данной выставки провозглашалась необходимость проведения историко-бытовых комплексных экспедиций в с. Речное, воспроизведения и реконструкции экспонатов (калмыцких икон-дарцигов, заказ знамени II Калмыцкого полка), реставрации и консервации этнографического материала (молитвенное полотно).
В 1991 году объединением «Росреставрация» были начаты работы по восстановлению памятника – силами бригады В.М. Буйлова. После прекращения финансирования все работы были свернуты.
В настоящее время тема Хошеутовского хурула вновь злободневна. Вопрос о реставрации памятника в последние несколько лет поднимался буддийской общиной Астраханской области и представителями калмыцкой общественности, заинтересованной в востановлении памятника национальной культуры. Вместе с тем, несмотря на обращения широких кругов общественности республики и области, Астраханская администрация оставляет актуальный вопрос без внимания. Время иде
Просмотров: 3440 | Добавил: offery | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz